Калевальский район считается родиной эпоса "Калевала". Многие столетия из поколения в поколения передавались народные песни карелов и финнов о сотворении мира из утиного яйца, о создании кантеле и волшебной игре на нем, о большом дереве и большом быке. Герои песен ездили сватать невест в Похьелу, Пяйвелу, совершали путешествия в потусторонний мир (Туонелу), в утробу великана за вещими знаниями. Имена героев эпических песен могли меняться. Одно и то же деяние могли совершать разные персонажи. Но в одном они одинаковы. Людей интересовали тайна рождения огня, железа, загадки звездного неба. Они мечтали о волшебном «сампо», дающем изобилие. Большинство эпических песен, из которых состоит "Калевала", записаны в Калевальских деревнях. Рунопевческая традиция на севере Карелии насчитывает много веков, предания и песни передавались из поколения в поколение, не прерывая живую связь времён. Калевальскую землю прославила целая плеяда рунопевцев. Среди них Архип и Мийхкали Перттунены, Ваассила Киэлевяйнен, Онтрей Малинен.
Особую роль в изучении и пропаганде поэтического творчества карел сыграл Элиас Леннрот, который в 1831-35 гг. совершил 11 экспедиций в Беломорскую Карелию, изучая устное народное творчество и обычаи местного населения. Символом рунопевческого края стала сосна Леннрота, под которой он по преданию слушал калевальских рунопевцев.
В 1835 году первое издание эпоса "Калевала" вышло в свет, а к 1840 году объем рун и заклинаний составил более 20 тысяч строк. Второе, дополненное издание "Калевалы" было опубликовано в 1849 году.
Еще в недавнем прошлом жили и творили рунопевцы Мария Ремшу, Мария Михеева, Ёуки Хямяляйнен, сказительница Татьяна Перттунен и др. Руны в исполнении Марии Ремшу с удовольствием слушал Максим Горький. Записанные от нее сказки были изданы уже в 1945 году. Более 250 сказок, пословиц и поговорок было записано от другой нашей сказительницы - Марии Михеевой. Они тоже были изданы отдельной книгой. Татьяна Перттунен слагала руны даже в годы войны. Десятки рун, неизвестных Леннроту, были записаны от известной исполнительницы Ёуки Хямяляйнен.
На одном из послевоенных субботников молодежь установила памятный знак на Мысе рунопевцев. Затем был перевезен из Вокнаволока и отремонтирован дом сказительницы Марии Ремшу. Здесь теперь мемориальный дом-музей Марии Ремшу, музей калевальских рунопевцев. Сохранились дома, где жили сказительницы, исполнительницы рун и плачей Мария Михеева, Татьяна Перттунен, Маура Хотеева. На кладбище поселка Калевала на могилах сказительниц установлены памятники, выполненные по проекту известных карельских скульпторов.
В деревне Войница, в урочище Теппананниеми на месте, где находился дом рунопевца Ваассила Киэлевяйнена, стоит памятный знак, выполненный с помощью друзей из Финляндии.